Вторник, 26.11.2024, 15:55 | RSS
Мой сайт на:

http://safonovad.ru

Меню сайта

Мысли о школе


О строительстве учебных заведений


. Утро вечера мудренее - говорит народная мудрость и, занятия во вторую смену наносят большой вред образовательному процессу. Не знаю, с чьего молчаливого согласия мы вдруг начали загонять наших детей в две смены в школы, но это уже стало нормой. Говорят, что ничего нет более постоянного, чем временное. Где-то и когда-то не вложились в нормы и детей отправили учиться во вторую смену. Теперь, вторая смена стала нормой. Мы экономим на самом дорогом, что у нас есть - детях. Как ни странно, даже животный инстинкт, проявляет наивысшую заботу о потомстве и в каждой семье, все самое лучшее отдают детям и парадокс заключается в том, что когда семьи объединяются в государство - эти ценности пропадают. Во многих городах детей уже не могут оформить в детские сады из-за отсутствия свободных мест, записываются в очередь в детские сады еще до рождения ребенка. Самое интересное то, что валюты для строительства детских садов и школ - не нужно... Это результат сбоя в собственной финансовой системе и планировании, которая, еще раз повторюсь, решила сэкономить на детях.
Наши дети приходят со школы и так позже своих родителей. Если у большинства родителей работа заканчивается в в17.00-18.00, то у большинства наших детей занятия в школе заканчиваются в18.30 - 19.30...и приходят со школы они в 20.00-20.30. Без слов. Это результат того, что мы перестали строить детские учебно-воспитательные учреждения. Дети должны учиться в одну смену. А пока у нас школы работают в две смены, то ни о какой пятидневке и речи не должно идти.
P.S.
Когда в 80-х годах наши педагоги из брестской области поехали в Англию и им устроили встречу с Маргарет Тетчер, то на вопрос ей:
- Какие Вы строите школы? – услышали ошеломляющий ответ от «Железной леди»:
- Мы стараемся строить малокомплектные школы на 300-400 учеников, как советует ваш педагог, Василий Александрович Сухомлинский, чтобы директор знал каждого ребенка в лицо и по имени….



О ставке 20 часов.


Ставка 20 часов очень сильно влияет на понижение заработной платы учителей. Дело в том, что количество часов, которое у нас выделяется на обучение школьников, ограниченно из-за того, что почти все школы занимаются в две смены. Если увеличить количество часов по некоторым предметам, то занятия будут заканчиваться в 20.30. А если к этому еще прибавить то, что в субботу дети не учатся, мы вообще не можем вклинить дополнительные часы работы учителя с учениками в учебный процесс. 20 часов ставки, при ограничении в количестве часов, привело к тому, что исчезла категория учителей, которая работала на две ставки. А если учесть, что еще уменьшилось количество классов в связи с увеличение количества учеников в классе, то вопрос и нагрузки учителей становится актуальным. Заметим, при этом, что количество часов работы с ребенком не изменилось, а именно этот фактор и является качественным показателем в работе учителя!!! Наоборот, за последние десятилетия количество часов по многим предметам сократилось, особенно, по математике и физике, а также музыке, рисованию и черчению и т. д.
Необоснованно увеличили количество уроков физкультуры в школе. На уроках физкультуры никогда спортсменов не растили!!! Спортсмены всегда растились на секциях после уроков! А какая может быть секция, если ребенок заканчивает занятия в 19.30!!!! Или, какая может быть учеба, если утром ребенок выложился на секции, а потом пришел на занятия во вторую смену?! В школе достаточно двух уроков физической культуры в неделю. Они так и называются - УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, где развивается КУЛЬТУРА, а не готовятся спортсмены?! Поэтому, эти уроки можно спокойно отдавать на предметы естественно математического цикла, где часы вообще "обрезали" на нет.
Возникает очень много вопросов к такому предмету, как ОБЖ. Все учителя с иронией смотрят на этот "предмет" в школьной программе. Самое интересное то, что травматизма и несчастных случаев при этом становится не меньше?! Раньше это входило в обязанности классного руководителя, проводить беседы о безопасности на дорогах и водоемах и т.д. Классные руководители все равно все это дублируют на классных часах. Эти мероприятия можно было бы вынести как общешкольные и проводить, как воспитательные один раз в месяц в актовом зале, а не держать детей из-за этого лишний час в школе... Да и ответственности преподаватели ОБЖ никакой не несут за несчастные случаи, которые происходят с детьми в классических случаях, описанных в материалах которые проходят на уроках ОБЖ.
Таким образом, мы видим, что ставка 20 часов тормозит рост зарплаты учителей и ограничивает возможности ее повышения. При ставке 20 часов повысить зарплату учителя можно лишь повышая тарифную ставку первого разряда, что является проблематичным, и это опять влияет на низкую зарплату учителя в нашем обществе и не привлекает молодых людей к этой профессии, как профессии, где даже ограничены возможности в заработке.
Для большего маневра с повышением заработной платы должны быть приняты следующие меры:
1. Ставка учителя должна быть 18 часов в неделю. Это позволит учителю работать на две ставки и более (кто желает заработать).
2. Должно быть увеличено количество дополнительных и стимулирующих занятий для индивидуальной работы с детьми. С детьми, пропустившими занятия не по уважительной причине, занятия должны проводиться на платной основе, что уже давно практикуется в некоторых ВУЗах.
3. Давно уже нужно было отказаться от факультативных занятий, как формы их проведения. Стимулирующие занятия, практически, дублируют их и дают учителю большую свободу по их проведению. Это, кстати, заметил в одном из своих выступлений Сергей Александрович Маскевич. Урок – это основная форма проведения занятий в школе и мы должны его максимально использовать. Лучше выделить классу лишний урок математики в расписании, чем проводить факультатив по этому предмету после уроков с отдельными учениками. При этом сработает принцип «солёного огурца», когда ученики принудительно, попадая в определенную обстановку, непроизвольно изучают данный материал, что очень часто использовал учитель математики Шаталов, на Украине.
4. У хлеборобов бывают периоды, когда они работают по 12-14 часов в сутки. Такую стахановскую работу делают представители многих профессий и за это получают деньги, а вот оплата работы учителя, ограничена 36 часами?! Многие опытные учителя экономят на подготовке к урокам и после 15 лет стажа, практически могут дать почти любой урок без подготовки. Некоторые из них, особенно мужчины, могли бы давать и 40-50 уроков в неделю, чтобы, в конце концов, стать «кормильцами семьи» и получать достойную зарплату, на уровне IT-специалистов. Тогда и в педагогические ВУЗы конкурсы будут выше.


Об организации платных услуг.


Организация платных услуг населению – одно из решений повышения заработной платы учителей. Я понимаю, когда государству трудно найти деньги для решения этого вопроса, но почему государство не хочет заплатить достойную зарплату учителям из тех денег, которые они заработали путем организации платных услуг, остается для меня непонятным. Из общей заработанной суммы, если учителю и достанется 1/3 часть, то это прогресс?! На 2/3, как показывает опыт, наживается государство, закладывая себе 40% прибыли?! Кощунство какое-то получается?! Нажива за счет нищенской зарплаты учителей?! Мы, таким образом, вообще не увидим в школах мужчин учителей. Мужчина должен быть кормильцем семьи, а мужчина-учитель, едва может прокормить себя. В законе строго должно быть прописано, что учитель получает 2/3 от перечисления за курсы?!
При организации платных услуг, часы ограничиваются до 9 и учитель, даже если к нему стоит очередь, не может получить больше часов и взять в обучение больше детей?! Не надо бояться того, что учитель заработает, тем более что эти деньги платит не государство, а тем более, государство еще от этого получает двойную прибыль: финансовую и грамотных учеников.
Меня, также удивляют налоговые отчисления за репетиторство. Эти налоги делают несколько кругов и возвращаются назад в систему образования. Не проще ли было бы учителям, по месту работы, платить единый налог в фонд школы и на месте, в школе, заниматься платными услугами? Тем более, как я уже сказал выше, количество дополнительных часов ограничено и не каждому ученику или группе учеников эти занятия должны даваться бесплатно, бесплатно лишь они должны даваться лишь тем, кто пропустил занятия по уважительной причине, да и то - по расписанию. Расписание дополнительных занятий тоже можно оптимизировать, разрешив ученикам приходить на дополнительные занятия к другому учителю. Бывает так, что учитель - свободен, а ребенок – занят, либо – наоборот. Если дополнительные занятия привязать к расписанию, а не к учителю, то КПД будет гораздо выше, да и ученики будут приходить на дополнительные занятия, не просто посидеть и делать вид, что занимаются, а с конкретными вопросами, которые вызвали у них затруднения. После каждого занятия списки учеников, которые на этом занятии находились, сдаются для ведения статистики посещения и подшиваются. На списках ставится дата, фамилия, имя, отчество учителя и учеников, с указанием, в каком классе они обучаются, а также номер кабинета и время проведения занятия. Этот листок, затем, сдается в канцелярию, где делается соответствующая запись о проведении занятий учителем (для каждого учителя своя страница) и подшивается. Если контроль дополнительных занятий будет организован таким образом, то сложив листочки по кабинетам, легко будет определить, в каком кабинете проводилось два занятия одновременно, а если сложить по времени, то в каком кабинете дети находились одновременно…и т.д.
Платные дополнительные занятия должны проводиться из расчета не менее стоимости замены учителем урока, плюс 20%. Общую сумму ученики могут разделить на количество присутствующих на занятиях учеников, плюс затраты за свет и коммунальные услуги за это время (сколько стоит один час с коммунальными услугами и электроэнергией, могут рассчитать экономисты централизованно для всей страны).


О пропусках учениками занятий.


Пропуски учениками занятий являются одной из главных причин неуспеваемости школьников. В нынешних условиях, когда плотность изучаемого материала велика, пропуски занятий учащимися являются основной причиной неуспеваемости. Я бы даже не разделял причин пропуска занятий. В конечном счете, каковы бы не были причины, итог от этого один – плохие знания учащихся. Особенно снижаются знания по тем предметам, где последующие уроки зависят от предыдущих. Очень часто учащиеся принимают участие в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях во время учебного процесса. Помимо этого, учащихся привлекают во время учебного процесса, к другим мероприятиям: дежурству, сельскохозяйственным работам, подготовке мероприятиям и т. д. Дополнительные занятия не всегда могут перекрыть те пробелы, которые получают учащиеся после пропуска занятий, и, большинство учащихся, просто становятся «слушателями» на уроках и перебиваются с «тройки» на «четверку», начиная с пятого и порою, заканчивая одиннадцатым классом. Как показало последнее ЦТ, таких учеников в школах становится все больше и больше, поэтому необходимо проводить разъяснительную работу с родителями и учениками по поводу пропусков занятий, а администрации школы планировать мероприятия и подготовку к ним таким образом, чтобы они не проводились во время учебного процесса. По этому поводу еще хочется затронуть вопрос ежегодных эпидемий, которые отрывают очень много детей от учебы. Необходимо, чтобы лимит оплачиваемых дополнительных занятий после таких массовых эпидемий был гораздо выше, чтобы выровнять положение с отставанием по многим предметам.


Об учебниках и методичках.


Учебники должны быть написаны так, чтобы по ним можно было готовиться самостоятельно. Сейчас, даже учителя, прежде чем работать с учебником, делают подготовку и не всегда успешную. Во многих учебниках нарушены основные принципы дидактики: от простого – к сложному, от неизвестного – к известному. Порою пугает и преемственность между темами и межпредметная связь, математики объясняют на уроках законы физики, а физики объясняют на свих уроках законы математики. Конечно, учебники должны совершенствоваться и проходить соответствующую экспертизу, каждая глава должна рассматриваться на отдельном совете, где присутствуют не только авторы учебников, но и те, кому придется с ними работать. Адаптацию учебники в основном должны проходить в обычных классах, обычных школ, во всей параллели, а не выборочных классах. Обычно, под учебники пишутся методики и, если мы слишком часто будем менять учебники, то у нас не будет появляться новых методик. Учебники лучше не менять, а дополнять и дорабатывать, вставляя в них более прогрессивные развивающие упражнения и материал. Особенно трепетно нужно отнестись к классике: физике, математике и химии. Мало что там изменилось в содержании за последние годы, но некоторые авторы «постарались» так, что учебники стали сложными для самостоятельного изучения.
Большим достижением Министерства образования стало то, что они начали выпускать методички с календарными и поурочными планами и это во многом облегчило работу учителя по подготовке к урокам. Единственное пожелание издателям календарных и поурочных планов – оставлять место, пустые строчки, в календарных планах и по четверти страницы в поурочных планах, чтобы учителям было, куда записать свои изменения.

О методической работе.


Учитывая современные средства коммуникации, методическую работу с учителями и школами можно оптимизировать, усилив методический центр при областном институте развития. Районные методические центры сейчас работают по принципу назначения руководителей методических объединений из числа учителей. Эти учителя в основном и занимаются методической работой в районах и проводят эту работу, получая доплату за эту работу из школьного фонда премирования. Методической работой в школе занимаются тоже учителя, под руководством администрации школы, которая руководит этим процессом. Почему бы школам не позаимствовать опыт, по которому работают колледжи и училища? Там централизованно, без дублирования, управляют из областных центров. Поэтому, наличие методических центров в районах – это дублирование структур. Районные центры образования должны заниматься финансовой и материальной частью образования, здесь очень большой спектр работы, который областной центр не потянет, а вот, сконцентрировав методическую работу в областных институтах развития образования – образование выиграет. Во-первых, появится единый областной методический центр с большой концентрацией методических разработок, которые раньше распылялись по районам и не были видны, а во-вторых, государство сэкономит много денег для проведения методической работы и выпуска методической литературы.
Если говорить о курсах повышения квалификации, то по тем предметам, которые сдаются на ЦТ, курсы лучше проводить на каникулах, чтобы не отрывать учителей от непосредственной работы с учащимися. Вообще, курсы должны проводиться во внеучебное время, а, в крайнем случае, можно использовать дистанционное обучение с использованием современных интерактивных технологий, чтобы не нарушать и не прерывать учебный процесс.

О трудовом воспитании учащихся.

Сейчас получается так, что 11 лет учебы в школе, мы не привлекаем учеников к труду, некоторые, окончив школу, еще четыре-пять лет не работают, учась в ВУЗе или в другом учебном заведении. Затем – они вообще не хотят работать, либо - не умеют. Здесь было бы правильнее взять пример с американских детей, где дети миллионеров во время каникул и в свободное время подрабатывают на карманные расходы. Правда, пока у нас школы занимаются в две смены, очень трудно это организовать в учебное время, но в каникулярное время детям должна предоставляться такая возможность. В летнее время должны организовываться трудовые лагеря. Дети, познавшие труд, менее склонны к правонарушениям и лучше ценят свободное время, более уверенно сливаются с рабочим коллективом. Но это работа не только одного Министерства образования, а работа всех органов государственного управления и особенно молодежных организаций. Молодежные организации должны проявлять большее участие в трудовой жизни нашего государства, а не зацикливаться на политических и культурно-спортивных мероприятиях. Молодежь должна учиться зарабатывать и ценить любой труд.

О лицензионном ПО и информатике

Очень волнует поставка в школы лицензионного ПО?! Не за горами тот день, когда в школу явится представитель Microsoft и предъявит счет за Windows 150$ и за Office 250$ (в лучшем случае) об остальных программах я молчу. В России уже система образования перешла на ALT Linux - в 100 раз дешевле и надежней "американки", а мы продолжаем штамповать учебники и обучающее ПО под Windows. Богатая Европа переходит на Linux, мы, бедные, не думаем о завтрашнем дне и собираемся "кормить" Microsoft, а вместе сними и американцев. Переход на Linux - длительный процесс, для этого необходимо создать республиканский центр поддержки, где будут собираться драйвера и ПО под Linux и тиражироваться для пользователей. Начинать надо было еще 10 лет, но воз и ныне там... Само содержание учебников желает ждать лучшего, растим пользователей, а на олимпиады надо выставлять программистов?! Только слышишь укор администрации, что не подготовил к олимпиаде... Вы же учитель информатики?! Никого не интересует, что программирование в курсе информатики изучается лишь одну четверть в каждом классе, а в некоторых – несколько занятий и всё?! Многие легкие темы по информатике можно бы было вынести за страницы учебника, оставив только программирование, что более востребовано учебными заведениями. Этого мнения и придерживаются сами составители учебников. Остальное, более легкое можно бы было изучать на кружках во внеурочное время.

О преподавании математики.

Последние результаты ЦТ по математике показали, что почти половина абитуриентов завалила математику, набрав ниже, чем нижний допустимый барьер. Но плохо не только у нас. В развитых странах, таких как США, большая половина, даже учителей математики, не могут делать простейших операций с обыкновенными дробями, не говоря уже об учителях?! Но их экономику вытягивает «печатный станок» и импорт лучших инженерно-технических работников из других стран. Такая профессия как программист у них вообще стала русскоязычной. Беда еще и в том, что у нас нет «печатного станка» и мы не можем к себе привлекать столько хороших специалистов, хотя уже дошло до того, что модернизацию железнодорожного вокзала в Минске делали ведущие инженеры из Китая и наш Президент уже тогда сетовал на то, что у нас не нашлось специалистов такого уровня, а дальше – еще хуже. Недавно оказалось, что для строительства дорог для высокоскоростных электричек у нас уже не нашлось специалистов среднего состава, которые бы могли бы сделать эту точную работу и работники были привлечены тоже из Китая?! А сколько денег было израсходовано государством на новую медицинскую технику и оборудование, которое так и не смогли запустить наши врачи?! А причиной этому стало то, что в медицинские ВУЗы перестали сдавать физику…. Что говорить, если на обычной станции технического обслуживания сейчас должны работать ребята, умеющие делать компьютерную диагностику автомобиля и ремонтировать и настраивать бортовые компьютеры современных автомобилей! Век зубила и молотка прошел.
Как ни странно, пути решения этой проблемы лежат в классической методике преподавания этого предмета. В советские времена уроки математики проводились ежедневно, а в некоторые дни даже были спаренные уроки: алгебра и геометрия. Это позволило СССР первыми запустить человека в космос, несмотря на послевоенные трудности и создать такой военный потенциал, который сдерживает горячие головы Запада до сих пор. Количество часов математики и физики, сейчас, сократили на треть, резко возросла плотность материала, который должны усвоить дети за один урок. Это было сделано без всяких обоснований и применения новых методик и не могло не сказаться на знаниях учащихся. Так как математика является наукой, в которой следующий материал связан с предыдущим, то пропустив одно-два занятия или просто не усвоив тему, ученик превращается просто в слушателя на уроках и профильные 10-11классы уже не могут решить вопрос достаточной математической подготовки. Приведу такой пример, возьмем учебник математики для 6-го класса – 5 часов и учебник для 7-го класса – 4 часа (два учебника: алгебра и геометрия!!!). По объему учебники 7-го класса почти в два раза больше, а количество часов, которые отводятся на изучение – на час меньше?! Вот где начинаются парадоксы «новой» методики?! Даже не нужно иметь педагогического образования, чтобы увидеть эту «дыру» в образовании… Вывод простой – увеличение количества часов на изучение физики и математики о чем недавно и заявил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. Вторая причина – кадровый состав. Из-за низкой заработной платы резко сократились наборы в ВУЗы на данные специальности, а если кто и проходит, то его знания оставляют желать лучшего. Не секрет, что многие молодые учителя, которые приходят сейчас в школу, решают задачи с помощью решебника и не могут объяснить учащимся смысл решения задачи.
Наряду с увеличением часов на изучение предметов естественно-математического цикла можно бы было оптимизировать систему преподавания при помощи современных компьютерных технологий. Пока в этом преуспевают коммерческие школы KUBIK.BY, LOGIK.BY, а так же школа Ливянта Евгения Борисовича. У меня также работает школа «Компьютерного тренинга по математике» для 1-4 классов и для 10-11 классов. За урок дети 1-4 классов в среднем решают по 30-40 задач или 50 – 100 примеров. Дети, прошедшие школу «Компьютерного тренинга по математике» значительно лучше успевают по математике, чем их сверстники. Учеными уже доказано, что один час занятия в неделю математикой повышает успеваемость по другим предметам на 10%-15%?! задачи подобраны таким образом, что у детей развивается нестандартное мышление.
Но, как показала практика, организация таких платных занятий при школе связана с некоторыми бюрократическими трудностями:
1. Количество занятий, которое может проводить учитель – ограничено.
2. Государство себе в прибыль закладывает 2/3 того, что зарабатывается на этих курсах, а учителю, опять остается нищенская зарплата.
3. Нет специализированных центров при МО по созданию обучающих программ, чаще всего этим занимаются сторонние фирмы, далекие от методик и проблем образования, а если они и привлекают опытных учителей, то цена ПО резко возрастает и недоступна для школ, но пользуется большой популярностью у населения.

О музыкальных конкурсах.


Помню, как в конце 70-х, начале 80-х годов в СССР начали появляться массово вокально-инструментальные ансамбли. При той нашей бедности, почти в каждой школе был свой вокально-инструментальный ансамбль (я уже не говорю о ВУЗах, где таковые были на каждом факультете, а то и по два!). Куда это все пропало? Наши дети сидят в подворотнях с гитарами и «бацают» на них что угодно. А если кто и доходит до сцены, то только под фонограмму?! Анализируя это, я теперь понимаю, почему у нас так долго держатся «звезды эстрады». Им просто нет альтернативы?! А многие популярные артисты именно и вышли со школьных вокально-инструментальных ансамблей. Живая музыка совсем по другому воспитывает детей и совершенно по другому воспринимается. Надо возрождать это и привлекать к этому музыкальных работников школы, которым необоснованно тоже сократили учебную нагрузку.

Об обслуживании компьютеров и оргтехники

Обслуживание оргтехники и компьютеров – ахиллесова пята системы образования. Но и здесь можно бы было оптимизировать работу, доплачивая учителям, которые могут это делать, за обслуживание техники. Конечно, заправку оргтехники нельзя переносить в школу, так как это требует создание технических условий и специального оборудования и не всякая школа сможет выделить для этого помещение, а вот мелкий ремонт оргтехники и компьютеров, многие учителя могли бы делать сами, получая прибавку к зарплате. Но у нас, несмотря на такое обилие экономистов, пока нет приблизительных расчетов затрат школ на ремонт этого оборудования, многие руководители школ ремонтируют технику за счет родительских комитетов и по собственной инициативе и статистику трудно будет установить, а это: заправка картриджей, замена барабанов, ремонт блоков питания, замена модулей компьютеров, установка операционных систем и программ.
Заправку оргтехники можно было бы оптимизировать следующим образом – покупать на каждое печатающее устройство два картриджа. Когда один картридж заканчивается – его отдают на ремонт и заправку, а вторым картриджем пользуются, пока он не закончится, а к тому времени первый картридж ремонтируют и заправляют. Можно создавать центры по заправке оргтехники и при районных отделах образования. При таком обили оргтехники можно содержать и собственный центр, который будет еще подрабатывать и на других бюджетных организациях. Неплохо бы было Министерству образования и Министерству промышленности продумать о создании в учебных центрах курсов и специальностей по обслуживанию оргтехники, а пока этим занимаются «кулибины».
Компьютерная техника представляет собой модульную схему, где сгоревший модуль обычно меняют и это могут и делают большинство учеников, а не то, что учителя, которые в большинстве этих учеников и учат этому. Парадокс заключается в том, что после окончания школы эти ученики идут на фирмы и работают, а учителям, почему-то не разрешают этим заниматься?!

О заработной плате руководителей учреждений образования


Хорошие учителя редко идут работать руководителями учреждения образования. Чаще всего это связано с тем, что заработная плата хорошего учителя почти всегда выше заработной платы руководителя школы, а если учитель еще и оказывает платные услуги населению, то, сопоставив ответственность и зарплату, многие хорошие и востребованные учителя предпочитают работать простыми учителями. Вообще, не подняв руководителям учебных учреждений достойно заработную плату, их еще «обрезали», не тарифицируя те часы, которые они ведут. Получается так, что в каникулярное время заработная плата тех руководителей, которые ведут часы, резко падает. Не подняв зарплату руководителя должным образом, Министерство финансов провоцирует руководителей учреждений искать другие заработки, что часто приводит к нарушению финансовых инструкций и лишних разговорах в учительских коллективах. Данная система оплаты работы руководителя учебного заведения заставляет «побираться» и унижает достоинство руководителя, которому государство доверило руководить процессом обучения и воспитания. Руководители учебных заведений, как и директора и руководители предприятий, а так же и чиновники управления разных уровней, должны получать соответствующую зарплату. В цивилизованных странах всегда высоко оценивается труд любого руководителя и нам тоже необходимо идти в этом направлении. Когда руководитель будет получать высокую зарплату, то ему будет, что терять и будет за что спросить.

О влиянии большой нагрузки учителей на качество преподавания


В последнее время, чтобы показать повышение заработной платы, стараются увеличить нагрузку учителей до максимума, да и сами учителя стараются взять максимальное количество часов, чтобы выжить в сложных финансовых условиях (особенно это заметно, если муж и жена работают в сфере образования).
Во-первых, если у учителя очень большая нагрузка, то он либо только дает обычные уроки, либо только занимается по подготовке к конкурсам и олимпиадам. Такое разделение связано с тем, что при высокой нагрузке учителю очень трудно заниматься и тем и тем. Здесь требуется разделение труда. Но, так как эта работа оплачивается по часам одинаково, то не трудно понять, какую нагрузку выберет учитель, ту - где требуется меньше подготовок, ту – где можно работать с обычным учеником и не искать талантливых учеников, заинтересовывая их преподаванием своего предмета, т. е. – обычные уроки.
Во-вторых, если у учителя очень большая нагрузка, то он вряд ли пойдет на замену заболевшего коллеги, так как эти часы вряд ли будут оплачиваться, превышая 36 часов, либо он уже физически не сможет проводить уроки из-за того, что в это время у него стоят свои уроки, либо по состоянию здоровья. Поэтому, когда учитель заболевает, либо уходит со школы вообще (что мы наблюдаем в последнее время), то уроки некому заменять и особенно это страшно, когда это происходит по тем предметам, которые дети сдают на ЦТ?! Во многих школах в городской и сельской местности уже катастрофически не хватает учителей физики. Из-за уменьшения часов по физике и математике на треть, резко упала успеваемость по этим предметам. Дети не идут в ВУЗы с этой специальностью и скоро образуется такой вакуум, что нам придется физиков и математиков приглашать из-за рубежа за валюту, как это делается в Европе и США, где очень много учителей физики и математики – эмигранты. А если судить по возрасту профессорско-преподавательского состава наших ВУЗов, то скоро и в наших ВУЗах преподавать будет некому. Молодые ученые изучают английский язык и уезжают преподавать в другие страны.
Поэтому, повышение ставок с 18 до 20 часов в школах и, с 720 до 800 часов в ВУЗах – сыграют отрицательную роль в образовательном процессе. Пока не поздно – нужно возвращаться к старым ставкам, иначе – мы угробим нашу систему образования. Единственно, что можно ввести, то это снятие ограничения на количество проводимых часов, что при хорошей зарплате за ставку привлечет в эту отрасль много хороших специалистов, которые будут работая на полторы две ставки получать не меньше, чем сейчас IT-специалисты, которые и работают этими специалистами, потому что их учили хорошие учителя.

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании